Родился 27 октября 1901 г. в г. Вильно в известной старообрядческой семье.
Сын
Арсения Моисеевича
и
Стефаниды Даниловны Пимоновых.
Учился в средней школе в г. Оренбург. Окончил гимназию в Варшаве.
Учился в Университете Стефана Батория (Вильно) на отделении изящных искусств и архитектуры, затем на строительном отделении Варшавского политехнического института.
Архитектор, политический и общественный деятель.
С 1919 г. секретарь Виленской старообрядческой общины, с 1927 г. заместитель председателя ее совета. С 1925 г. заместитель председателя Высшего старообрядческого совета в Польше.
После смерти
отца до крушения Польши в сентябре 1939 г. исполнял должность председателя Высшего старообрядческого совета, позже возглавил его в оккупированной нацистами Литве (1943-1944).
С 1931 г. председатель Совета Союза русских меньшинственных организаций в Польше.
Член Совета Русского национального объединения (1932)
Депутат польского Сейма в 1930, 1935, 1938 гг.
Автор статей о церковных деятелях, правовом устройстве Церкви, просвещении старообрядцев и в целом русского меньшинства Польши и Зарубежья.
Печатался в газете "Наше Время" ("Русское Слово", Вильно).
В сентябре 1939 г. с наступлением Красной армии бежал в г. Ковно, c 1940 г. в Вене.
Женат на Раисе Удаловой из Каунаса (1944).
После войны пребывал в лагере перемещенных лиц в мест. Блюденц (Австрия).
Работал переводчиком в социальной службе перемещенных лиц.
В 1949 г. с семьей переселился в США. В 1950 - 1962 гг. работал в Русском обществе взаимопомощи, участвовал в старообрядческих съездах.
Скончался 1 декабря 1963 г. в г. Милвилл (Нью-Джерси, США).
Похоронен в Милвилле.
Биографические материалы, представленные в книге:
Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши. - Вильнюс, 2005:
Пимонов Борис Арсеньевич (27 октября 1901, Вильно, Российская империя - 1 декабря 1963, Милвилл, США)
- известный религиозный, общественный деятель и политик Польши (до 1939 г.).
Сын
Арсения и Стефаниды Пимоновых. Сначала учился в средней школе в Оренбурге, позже окончил с золотой медалью
гимназию в Варшаве. Обучался в Виленском университете на отделении изобразительного искусства и архитектуры,
а также в Варшавском политехническом институте на строительном отделении по специальности
архитектор-строитель. После 1-й мировой войны вернулся в Вильно,
где активно участвовал в религиозной жизни старообрядчества Польши и балтийских стран,
а также в общественно-политической жизни русского населения страны и за рубежом.
В 1919-1940 гг. избирался членом, заместителем председателя совета Виленской общины.
В 1925-1939 гг. в Польше была хорошо организована церковная, религиозно-общественная и просветительская жизнь старообрядпев (беспоповцев),
что во многом являлось заслугой Пимонова.
Был одним из главных инициаторов организации и созыва 1-го Всепольского съезда старообрядцев
в Вильно (1925), на котором избран заместителем председателя Высшего Старообрядческого Совета в Польше.
В 1925-1928 гг. уполномоченным от 1-го съезда участвовал на заседаниях специальной комиссии,
образованной в Варшаве при Министерстве вероисповеданий и народного просвещения для разработки
"Положения об отношении государства к Старообрядческой Церкви в Польше",
Устава Старообрядческой Церкви и устава Духовного суда (на основе проектов, утвержденних на
1-м Всепольском съезде). Результатом работы этой комиссии было издание
правительством закона о положении Восточной Старообрядческой Церкви, не имеющей иерархии,
в Польше и ее устава (1928). В 1930,1932 и 1936 гг. в Вильно по инициативе
и под руководством Пимонова прошли педагогические курсы по подготовке старообрядческих вероучителей.
На 2-м и 3-м Всепопьских соборах старообрядцев Пимонов выступал с отчетными докладами о деятельности Высшего Старообрядческого Совета и вновь
избирался заместителем председателя Высшего Старообрядческого Совета в Польше.
Основными задачами своей деятельности в должности одного из руководителей Высшего Старообрядческого Совета
считал совершенствование духовной жизни в общинах, религиозное обучение и нравственное воспитание молодежи,
а также организацию регулярных съездов духовных отцов для решения вопросов церковной жизни.
В связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья председателя Высшего Старообрядческого Совета
Арсения Моисеевича Пимонова на него легла большая часть работы по управлению Восточной Старообрядческой Церковью в Польше.
После смерти
отца, Арсения Моисеевича Пимонова, в январе-ноябре 1930 г. - и.о. председателя Высшего Старообрядческого Совета в Польше.
В 1930-1939 гг. - депутат Сейма Польши трех созывов от беспартийного блока (1930, 1935, 1938 гг.).
В разное время работал в комиссиях Сейма: юридической, народного просвещения, путей сообщения и общественного
строительства. Он оказал заметное влияние на обустройство русской национальной жизни и в деле защиты
прав национальных меньшинств Польши. 28-29 июня 1931 г. Пимонов
участвовал в 1-м Всепольском съезде русских меньшинственных организаций в Варшаве,
где он был избран председателем "Союза русских меньшинственных организаций";
переизбран на 2-м съезде (1934). В августе 1931 г. вместе с проф. М. Курчинским и С. Серебренниковым представлял русских
Польши на 7-м международном меньшинственном конгрессе в Женеве. В декабре 1932 г. участвовал в работе
совета "Русского национального объединения" во Львове, где был избран членом совета.
Пимонов высказывался за сотрудничество с государством и пропагандировал идею сожития всех народов,
проживающих в Польше. В ноябре 1933 г. участвовал в 9-м конгрессе объединенных народов Европы
в Берне; высказывался против односторонних мер в отношении национальных меньшинств,
входил в комиссию, подготовившую резолюцию в защиту евреев в Германии.
Служение делам общественного и государственного прогресса, политическая деятельность и активное
участие в движении русского меньшинства отражают его приверженность теории "органической работы"
польских так называемых позитивистов, усвoенной им, видимо, в Варшаве и в Виленском университете.
Пимонов был интеллигентом, испытавшим влияние политических и философских течений того времени,
способным в старообрядческих общинах, в русских общественных организациях и в Сейме
выступать пo по самым разным вопросам, но в религиозной сфере оставался верным своим
корням - старообрядчеству. Это отразилось как во многих устных его выступлениях,
простых по слогу, так и в хорошо аргументированных печатных статьях, касающихся
отдельных церковных деятелей, правового устройства Старообрядческой Церкви или
просвещения старообрядцев Польши и зарубежья (некоторые опубликованы в "Вестнике Высшего
Старообрядческого Совета в Польше"). Однако наибольшую известность приобрели
его сеймовские речи (свыше 20 выступлений), которые звучали на заседаниях парламента и
потом нередко печатались в русских и польских газетах Польши ("Наше время", "Русское слово", "Русский голос", "Slowo" и др.).
После оккупации Германией и СССР Польши и присоединения Виленского края к Литве в ноябре 1939 г.
Высший Старообрядческий Совет в Польше был упразднен, а Пимонов кооптирован в состав Центрального Старообрядческого Совета Литвы.
Центральный Старообрядческий Совет по предложению Пимонов работал над составлением правил о пенсионном
обеспечении наставников Старообрядческой Церкви. Однако после оккупации Литвы (июнь 1940 г.)
и введения советского законодательства о религии летом 1940 г. этот
Центральный Старообрядческий Совет официально прекратил свое существование.
Пимонов эмигрировал в Германию, более безопасную для него и др. членов семейства Пимоновых.
В конце 1941 г. начал сотрудничать с германскими властями, создававшими на оккупированных территориях новые органы управления.
Приехав в Литву, 18 ноября 1943 г. в Каунасе участвовал в совещании наставников и представителей
старообрядческих общин, избравших Высший Старообрядческий Совет в Литовской генеральной области
во главе с ним. С приближением советских войск в середине 1944 г. снова эмигрировал.
До 1949 г. жил во Франции, позже - в США, где продолжал работу по сплочению старообрядцев, проводил съезды
(вице-председатель 3-го съезда старообрядцев США в 1955 г.).
В 1950-1962 гг. работал в "Русском обществе взаимопомощи".
Пимонов женился на старообрядке Раисе Удаловой из Каунаса (1944);
дочь - Ксения, в замужестве Балабкинс, преподавательница Рутджерского колледжа в Нью-Брансуике.
Умер в штате Нью-Джерси и похоронен на старообрядческом кладбище в Милвилле.
Г.П.
Последнее обновление страницы -
18 июня 2006 г.